Страсти по ЕГЭ: стоит ли сдавать
экзамены на высший балл
О том, как подготовиться к итоговым тестам и что помогает поступить в престижный вуз, мы спросили у калининградских стобалльников разных лет.
Давно ЕГЭ не эксперимент, но страсти вокруг тестирования не утихают. Кто только не высказывает о нем мнение: чиновники, педагоги, родители. Мы решили спросить главных участников процесса — выпускников, настолько ли сложны экзамены, добавляют ли страха взрослые и какие плюсы и минусы школьники видят в тестах.

На круглый стол газета «Страна Калининград» позвала лучших — стобалльников. И не только этого года, но и предыдущих: они уже успели разобраться, стоила ли высшая оценка усилий. Разговор получился с вполне взвешенными мыслями и откровениями. Например, о том, что большая часть выпускников сейчас идут в вузы по целевым направлениям, которые они получают от конкретного учреждения, и поступают уже по отдельному конкурсу. Учебу оплачивает государство, но взамен надо отработать после выпуска три года в том месте, которое тебя рекомендовало. А без этого даже с заветной сотней баллов и в целом неплохими оценками поступить в престижные вузы все равно шансов немного. И что многие родители готовы к платному обучению: ради этого продают машины и берут кредиты.

Рассказали бывшие школьники, что мамы-папы волновались даже больше, чем они. И что у ребят часто даже не оставалось сил, чтобы обрадоваться результату, так выматывала подготовка.
Михаил Ринговский, лицей № 35 им. Буткова, Калининград
· Химия – 100
· Русский язык – 83
· Математика – 5
· Биология – 76

- У меня среди родных нет медиков, но всегда нравились биология и химия. И уже лет в десять я решил идти по этому направлению. Буду хирургом, поступаю в университет им. Павлова в Санкт-Петербурге. Целевое направление взял в Багратионовской больнице. Пришел туда сам и обратился к главврачу. С удовольствием вернусь в область после учебы и поработаю: считаю, что в маленькой больнице смогу получить больше опыта, потому что задач много, а персонала - нет.
По целевому направлению моих баллов должно хватить, а так - не факт: чтобы знать наверняка, нужно получить сотню по одному из предметов, а по другим - больше 90 баллов. Вообще, в медвузы на бюджет сейчас в основном поступают «целевики»: например, в университет им. Павлова на общий конкурс бюджетных мест всего 23, а целевых - 292. Но конкурс все равно большой: от Калининграда в этот вуз на 13 мест идет 33 человека. Так что тут и помогут мои 100 баллов по химии. Пригодилась бы золотая медаль - она дает 10 баллов, но ее у меня нет. На платное идти дорого: на моей специальности первый год стоит 245 тысяч рублей, потом - 200 тысяч. Так что надо пробиваться на бюджет, хотя родители готовы платить. Но я бы не хотел их нагружать, потому что зарабатывать начну еще нескоро: медики учатся восемь лет, времени на подработку не остается.

Полина Крупцева, лицей № 49, Калининград
· Химия – 100
· Русский язык – 91
· Математика – 74
· Биология – 92

- При поступлении на медицину важна стория вуза, качество образования. И наличие ординатуры: если ее нет, придется идти в платную, а это дорого. Я тоже иду по целевому направлению – от Детской областной больницы в Педиатрический университет в Санкт-Петербурге. В моей семье медиком была прабабушка. Сначала я училась в физико - математическом классе, но в 9-м перешла в другую школу с профильными предметами, чтобы поступить на медицину. Подтянула их и получила 100 баллов по химии, 92 - по биологии.
Знаю, что система у нас не идеальная, немного сталкивалась с ней: участвовала в волонтерском проекте «Ты не один», который организовал мой одноклассник. Помогали в областной клинической больнице. Все, что увидела, не отпугнуло, а, напротив, укрепило в желании помогать людям.

Дарья Левандовская, лицей № 23, Калининград
• Русский язык – 100
• Математика – 4
• Биология – 80
• Химия – 69

– Поступаю на медицину: профессия сложная, но всегда будет нужна. Определилась, куда пойду, уже в конце десятого класса. Мама - главврач в частной стоматологической клинике, мне с детства говорили: «Будешь медиком». А я бунтовала. Увлекалась языками, была призером олимпиад по литературе, русскому и английскому, работала переводчиком. Думала стать
журналистом. Но не чувствовала, что хочу именно этого: писать хорошо могу, а вот хватки нет.
А однажды вдруг поняла, что за окном глубокая ночь, а я сижу за компьютером и увлеченно читаю о кардиологических заболеваниях. Мне всегда были интересны биология и химия.
Буду поступать в Педиатрический университет в Санкт- Петербурге, хочу стать кардиологом. Для бюджета баллов хватает: хоть химия и подвела, всего 69 баллов, но вытянул русский язык - по нему высшая оценка. Даст дополнительные баллы золотая медаль.
К ЕГЭ у меня двоякое отношение. Система вроде хорошая, но были такие вопросы, ответы на которые я, хоть и готовилась серьезно, не знала. Три девушки в нашей аудитории рыдали, а я смотрела на лист и думала, что это конец. Пошла в медпункт, потому что голова разболелась, - туда к середине экзамена обратилось уже десять человек. Задания в разных вариантах были неравноценные - это нужно исправлять.
Аделина Донцова, школа № 19, Калининград
• Русский язык – 100
• Математика – 72
• Химия – 77
• Биология – 79

-- У меня сто баллов - без них можно поступить в вуз, но с ними шансов попасть именно туда, куда хочешь, больше. Ну и самолюбие - приятно получать высшую оценку! А еще золотая медаль - она тоже пригодится. Несправедливо только, что сейчас ее дают не по результатам всего обучения с начальной школы, а только за оценки в 10-м и 11-м классах. Еще баллы дает волонтерство (тоже участвовала в проекте «Ты не один») и другие достижения - значок ГТО, участие в олимпиадах. Каждый вуз сам решает, сколько за что давать баллов. Но максимально можно набрать еще десять к результатам ЕГЭ. В детстве мечтала стать стоматологом, потом переключилась на юриста, а в 10-м классе решила, что все же пойду в медицину. Сдала химию и биологию на 77 баллов, хотя училась не в профильном классе, а сотню дал русский язык. Иду по целевому направлению от Детской горбольницы No 3 на педиатрию в медуниверситет в Смоленске. Подготовиться к тестам можно и без репетиторов. Но в моем случае, когда сложные предметы, которыми не занимался, нужно было подтянуть за год, без них бы не обошлась. Это были педагоги из школ. ЕГЭ - не только про знания, но и про определенные схемы ответов, подход к ним. Не знаю, как с другими предметами, но по химии в этом году, если ты знал только школьную программу, написать тест на высокий результат было нереально.

Ксения Бабак, лицей № 49, Калининград
• Обществознание – 100
• Русский язык – 88
• Математика – 5
• История – 96

- Когда сдавала ЕГЭ, в моих предметах - обществознание, история – сюрпризов не было. Но все равно есть претензии: к примеру, в истории из предложенных надо выбрать три верных утверждения, а вот в обществе (по нему я получила 100 баллов) дают шесть вариантов, и не сказано, сколько верных. Хочется, чтобы подход к заданиям был одинаковым.
Предметы, которые я выбрала, можно было сдать и с уровнем школьной программы. Но готовиться именно к ЕГЭ все равно нужно: надо знать структуру тестов, схему их решения. Многие спорят, что лучше - ЕГЭ или устный экзамен? Конечно, во время разговора есть больше возможностей донести мысль, объяснить. Но тесты - более прозрачная система, дает больше возможностей: можно подать документы в несколько вузов, попасть в престижные.
Родители хотят, чтобы я уехала в Германию, подала документы в разные вузы на юриста. Но мне самой больше нравится Санкт-Петербург. Хотя понимаю, что с европейским дипломом больше шансов найти хорошую работу в России - а именно тут я хочу жить.

Екатерина Карнюшина, Новороссийск
· Русский язык – 100
· Математика – 5
· Литература – 83
· Английский язык – 85

-Самым сложным для меня в ЕГЭ была даже не подготовка и сдача, а ожидание результатов: в этом году мы уже гуляли на выпускном, а баллов по трем предметам еще не было. Понятно, что тем, кто их не знал, было не до веселья.
Я буду учиться в Калининграде. Родилась здесь, потом много переезжала (отец – военный), так что школу окончила в Новороссийске и оттуда подала документы в БФУ им. И. Канта на лингвистику. Здесь сильная школа, связи с европейскими вузами. Кстати, в своей школе я была первая стобалльница за всю историю сдачи ЕГЭ - высшая оценка у меня по русскому языку.

Яна Омелящик, школа «Росток», Калининград
· Русский язык – 100
· Математика – 72
· Обществознание – 62
· История – 64

– Я уже окончила 1-й курс в институте экономики и менед- жмента БФУ им. И. Канта. К ЕГЭ готовилась без репетиторов, только в школе. В итоге 100 баллов по русскому языку, обществознание – 62 и история – 64. Оценок хватило для поступления, а вот последним школьным годом я насладилась сполна. Учеба сейчас интересная, хорошие преподаватели, но экономика, наверно, не мое. Больше бы хотела работать с детьми, но в школу идти не хочу. Учитель ничего не может сказать ни детям, ни родителям. Получается, что прав - никаких.
Благодаря своим ста баллам я я ежемесячно получала стипендию 15 тысяч рублей целый семестр на первом курсе - ее дают всем стобалльникам. Так что результаты ЕГЭ помогли не только поступить, но и помогли финансово.

Вероника Юстратова, школа № 6, Калининград
· Русский язык – 100
· Математика – 77
· География – 85
· Обществознание – 70

– Сейчас я окончила три курса в БФУ им. И. Канта, институт природопользования, территориального развития и градостроительства. Готовиться начала за полгода до ЕГЭ, потому что до последнего момента не могла решить, куда поступать. Родители хотели, чтобы я стала юристом, мне же нравилась география. Готовилась без репетиторов, мои школьные учителя дали хорошие знания. Подавала только в наш вуз - здесь есть все возможности для самореализации.
Мне 100 баллов дали губернаторскую стипендию: две тысячи рублей каждый месяц - для студента это поддержка. Времени на подготовку к экзаменам тратила много, но не жалею – для увлечений будут студенческие годы.

В этом году газете «Страна Калининград»,
как и большинству участников круглого стола, исполнится 18 лет.
И у нас тоже много планов, идей и сил, чтобы
все это реализовать - надеемся на поддержку
наших читателей!